7 грехов божьих. Десять заповедей. Семь смертных грехов. Что нам досталось от Адама и Евы




6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.


Десять заповедей.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии. Исх. 20, 2-17.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего.


Какие бывают грехи.

Грехи в христианстве

Всего смертных грехов семь.




Грехи против Господа Бога
— гордыня

— неверие и маловерие;








Грехи против ближнего
— неимение любви к ближним;



— мздоимство;

— плохое воспитание детей;
— проклинание детей;




— лицемерие;
— гнев;
— обман;
— лжесвидетельство;
— ревность;

Грехи против самого себя
— ложь, зависть;
— сквернословие;
— уныние, тоска, печаль;

— объедение, чревоугодие;

— излишнее внимание к плоти;






— мужеложество;
— скотоложество;

Какие бывают грехи

Грехи в христианстве
Согласно христианскому вероучению, существует ряд деяний, которые являются греховными и недостойными истинного христианина. Классификация деяний по этому признаку основывается на библейских текстах, в особенности на десяти заповедях Закона Божьего и евангельских заповедях.
Ниже дан список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.
По христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (т.е. осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым (бесноватым в своих устремлених).

Всего смертных грехов семь.
В этом термине имеется в виду не ФИЗИЧЕСКАЯ смерть, но смерть ДУХОВНАЯ, и всегда тяжки и мучительны для личности, эти грехи совершающей, их последствия.
Иногда такое бывало плачевным и для целых народов, в т.ч. и в ХХ веке.
1. ГОРДЫНЯ (безмерная гордость, почитание себя совершенным и безгреховным, т.е. равным Богу, неспособность к осмыслению собственных действий)
2. ЗАВИСТЬ (тщеславие, ревность)
3. ГНЕВ (месть, злобные намерения)
4. ЛЕНОСТЬ В ДЕЯНИЯХ (лень, праздность, уныние, отчаяние в трудностях, беспечность)
5. АЛЧНОСТЬ (жадность, скупость, сребролюбие)
6. ЧРЕВОУГОДИЕ (обжорство, чревонеистовство)
7. СЛАДОСТРАСТИЕ (безумный блуд, похоть, распутство и невнимание к собственным детям)

Грехи против Господа Бога
— гордыня
— неисполнение святой воли Божией;
— нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
— неверие и маловерие;
— отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;
— чрезмерное упование на милость Божию;
— лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;
— отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния - и даже за ниспосланные скорби и болезни;
— обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
— занятие «чёрной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
— суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства;
— хуление и роптание на Господа в душе и на словах;
— неисполнение обетов, данных Богу;
— призывание имени Божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
— кощунственное отношение к Священному Писанию;
— стыд и боязнь исповедовать веру;
— нечтение Священного Писания;
— хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения;
— непочитание праздников Божьих;
— размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;
— сексуальная безнравственность как прелюбодеяния, блуд, мужеложство, садомазохизм и т.д.

Грехи против ближнего
— неимение любви к ближним;
— неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;
— неумение прощать, воздаяние злом за зло;
— отсутствие почтительности к старшим и начальствующим, к родителям, огорчение и обижание родителей;
— неисполнение обещанного, неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;
— избиение, покушение на чужую жизнь;
— убиение младенцев во чреве (аборты), советы делать аборты ближним;
— ограбление, вымогательство;
— мздоимство;
— отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;
— леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность;
— плохое воспитание детей;
— проклинание детей;
— отсутствие милосердия, скупость;
— нежелание посещать больных;
— немоление за наставников, родных, врагов;
— жестокосердие, жестокость к животным, птицам;
— уничтожение деревьев без нужды;
— прекословие, неуступление ближним, споры;
— клевета, осуждение, злословие;
— сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров;
— оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика, проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка;
— лицемерие;
— гнев;
— подозрение ближних в неблаговидных поступках;
— обман;
— лжесвидетельство;
— соблазнительное поведение, желание прельстить;
— ревность;
— рассказывание неприличных анекдотов, развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);
— дружба из корысти и измена.

Грехи против самого себя
— тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;
— ложь, зависть;
— празднословие, смехословие;
— сквернословие;
— раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение;
— уныние, тоска, печаль;
— делание добрых дел напоказ;
— леность, провождение времени в праздности, многоспание;
— объедение, чревоугодие;
— любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
— пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;
— излишнее внимание к плоти;
— стремление к земным почестям и славе;
— излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;
— употребление наркотиков, пьянство;
— игра в карты, азартные игры;
— занятие сводничеством, проституцией;
— исполнение непристойных песен, танцев;
— просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
— принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
— осквернение во сне, блуд (секс вне брака);
— прелюбодеяние (измена при браке);
— допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
— рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жён и юношей;
— мужеложество;
— скотоложество;
— умаление своих грехов, обвинение ближних, а не себя осуждение.

Поверяйте свои действия с перечисленным выше, и ваша жизнь станет гораздо радостнее, успешнее и счастливее, а отношения с окружающими ровнее и добрее.

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Закон Божий - это путевая звезда для каждого христианина. Только так можно пройти в Царство Небесное. Современный мир очень сложен для любого человека. Поэтому каждый должен увидеть необходимость 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов. Это касается не только взрослых, но и детей. Потому многие люди обращаются к такому авторитетному руководству. 10 заповедей Божьих на русском языке появились относительно давно.

Толкование 10 библейских заповедей

Бог создал правила и законы. Люди должны иметь понимание о зле и добре, о собственных намерениях и поступках. Дети не могут понимать заповеди по-взрослому, а значит, и пояснить для них нужно в простой форме. Поэтому здесь и представлены заповеди Божьи с понятными толкованиями для детей.

Бог один

В Библии говорится: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». Существует только один Творец, и нет никого другого, кроме него, поэтому и верить надо всей душой и сердцем. Это равносильно тому, как верить своим родителям - маме и папе. Создатель, сотворивший мир, не забывает про людей и заботится обо всех. Бога всегда нужно вспоминать и почитать, а обращаться к нему надо только через молитвы.

Бог сказал , чтобы люди не сотворили себе никакого изображения, не служили и не поклонялись ему. Если появляется какой-либо кумир, многие забывают о заповедях и о самом Боге. Плохой ребенок тот, что способен променять отца и мать на компьютер или куклы.

В пример можно взять Кая, который пристрастился к злу, следовательно, он утратил любовь и добро, потому что выбрал в качестве кумира снежную королеву. У сказочного персонажа были разные игрушки, но счастья у него не было. Только после прихода Герды в ледяной замок, сердце Кая наполнилось добром и любовью, после чего он снова ожил. Для христиан Бог становится превыше всего, а следующую нижнюю ступень занимают близкие люди. Кумирами могут оказаться не только вещи, но и люди, например, знаменитости. Поэтому, не стоит увлекаться популярными особами, которые для души ничего хорошего не сделают.

Не упоминай имя Господа всуе

К Господнему имени следует относиться трепетно и не произносить без надобности. Говорить имя Бога надо только с большим благоговением и вниманием. Всякое обращение к Господу делается через молитву. Как-то один священник сказал, что это подобно телефонному разговору: на одном конце трубки обращаются, а на втором - слушают. Поэтому христианский человек не должен без причины взывать к Богу. Господне имя хранится в сердце со всей бережливостью и понапрасну не стоит оттуда его выпускать. Если при разговоре случайно было произнесено: «Господи», то незамедлительно в дополнение произносится: «Слава тебе» или «Помилуй меня».

Шестидневная рабочая неделя

6 дней можно делать все дела и работать, но в 7-й день этого делать нельзя - это Божий день и посвящается только ему. Седьмой день - это воскресенье. В обычные дни надо исполнять все заповеди и молиться, но в воскресный день бытовые дела прекращаются и внимание посвящается Отцу Небесному. Чтобы исполнять четвертую заповедь, следует сходить в церковь и причаститься, а также поучаствовать в богослужении.

Почитай своих родителей

Христос говорил, что благословлен на земле будет тот, кто почитает своих родителей. Дети обязаны помогать родителям, слушаться их. Когда дети маленькие, родители растят их и помогают им, пока те не станут взрослыми. Взрослые же дети не должны забывать о престарелых матери и отце.

Почитание не ограничивается вежливостью, надо оказывать конкретную помощь. Родители будут уже на закате своей жизни, поэтому взрослые дети должны оказывать всю возможную помощь, как в материальном, так и в духовном плане. Поддержка многое значит, поэтому следует слушаться старших, уважать наставников и учителей. Чтобы быть достойным, необходимо хорошо относиться к людям.

Не убей

Лишение человеческой жизни другим человеком - это действительно самое ужасное событие. Бог дал жизнь - это бесценный дар . Никто не имеет права отнимать у человека такой подарок. Если взять в пример различные войны, то убийство агрессоров также считается грехом, но в малой степени. Этот грех оправданный, а вот отказываться вступать на защиту поистине является предательством и такое решение причисляется к страшным грехам. Всегда нужно защищать близких людей от захватчиков.

Взрослые люди и подростки должны понять, что совершить убийство можно и без оружия в руках. Достаточно сделать подлый шаг с помощью слова или дела. Хотя замысливший ужасное намерение не участвовал в прямом контакте, но он является убийцей, который затеял такое намерение. Недопустимо издевательство над братьями меньшими: домашними животными, птицами, зверями и насекомыми - над всеми теми, у кого есть жизнь. Бог создал человека, чтобы тот позаботился о них.

Не прелюбодействуй

Через любовь переступать нельзя. Также запрещается предавать. Этот закон верности о тех, кто любим человеком и любит его. Чтобы сохранить семью, важно соблюдать заповедь о верности. Нельзя заглядываться мужу на других женщин - это прелюбодеяние. Даже мысли о других перерастают в похоть, что в свою очередь является грехом.

Верные друг другу муж и жена останутся вместе навсегда и проживут долгую и счастливую жизнь. Любой фактор предательства - это измена. С таким чувством вины жить тяжело, к тому же человек навлечет на свою душу ужасный грех.

Не воруй

Следующее плохое дело - воровство , что означает взять чужие вещи без возврата. Большинство людей склоняются к тому, что если какой-либо предмет был найден на улице, то поступок не считается воровством.

Например, человек шел по дороге с работы и обнаружил дорогой телефон. Есть два варианта: забрать с собой, сколько бы он ни стоил, или найти хозяина устройства. Во втором случае поступок станет благородным. Нельзя воровать и брать чужое. Таким способом Бог проверяет верность человека, поэтому не стоит искушаться и брать грех на свою душу.

Не лжесвидетельствуй

Иногда люди умышленно используют ложь, чтобы утаить правду и преодолеть некоторые неприятные жизненные ситуации. Они считают, что это им поможет. Важно понимать: какой бы ни был обман, он всегда раскроется, пусть даже позже, но этого не избежать. Грех, если один человек придумывает дурное на другого. Многие занимаются клеветой, чтобы опорочить невинных людей.

Не возжелай ничего чужого

Для зависти не существует границ, она разрушает радость. Поэтому, нельзя завидовать. Обычно такое происходит из-за того, что кто-то лучше живет другого. Есть такая поговорка: «Скупой платит дважды». Случаются моменты в жизни, где жадный и завистливый человек хитростью покупает какой-либо товар, но через время, пусть и долгое, того человека тоже обхитрят. Этого делать нельзя, надо радоваться положительным ситуациям, когда у друзей или близких происходит что-то хорошее. За такое событие надо благодарить Бога, а не скрипеть зубами и завидовать. В христианстве не завидуют «белой завистью», могут только порадоваться. Такая добродетель куда лучше зависти и жадности.

Семь смертных грехов

На этот счет имеется распространенное мнение о том, что «семь страшных грехов» - это равное число совершенных поступков. Это не так. Перечень маленьких греховных поступков может быть очень длинным, пример:

Просто цифра 7 состоит из главных групп и имеет множество подгрупп плохих деяний. Святитель Григорий Великий впервые предложил мысль о подобной классификации. Произошло это в 590 г. Но в церкви имелась немного иная классификация, и было восемь грехов.

Смертные грехи в православии, список основных пристрастий:

  1. гордыня . Легкое презрение к человеку порождает гордыню. Если гордец испытывает презрение к другим за то, что те являются низкими по происхождению, нищими и невеждами, то он самостоятельно приписывает себя к самым мудрым людям. Ведь он богатый, сильный, благородный и благоразумный. Он противится, насмехается над предпочтениями других. Но может исцелиться, если обратится к Богу. Ведь было сказано, что Господь дает благодать смиренным, а гордым - противится;
  2. зависть . Благополучие ближнего всегда огорчает завистливого человека. Поэтому человеческая душа становится злой. Порок завистника проявляется таким образом: видеть счастливого несчастным, богатого - бедным, здорового - убогим. Счастье завистника появляется тогда, когда счастливую жизнь другого человека настигает бедствие. Такой порок, проникший в сердце, образовывает стартовую площадку для всех остальных грехов, не считая множества предстоящих мелких и больших пакостей. В итоге может случиться страшный грех - убийство, из-за того, что кто-то лучше живет и имеет собственное хорошее дело. Возможно, завистник и не способен совершить преступление, но от этого ему будет всегда плохо. Порок начнет усиливаться и пожирать душу. Человек понапрасну сведет себя в могилу, но и загробная жизнь не спасет. Там он будет продолжать страдать;
  3. чревоугодие . Существует три вида чревоугодия: прием пищи в разное время - это первый вид; второй заключается в перенасыщении, а третий - употребление исключительно лакомых блюд. Истинный христианин должен быть осторожен: прием пищи осуществляется в строго определенное время, нельзя перенасыщаться, нужно благодарить Бога, даже за самую скудную еду. При чревоугодии желудок заключается в собственное рабство. Это не только чрезмерное обжорство за обеденным столом, но и безумная кулинарная разборчивость с предпочтением изысканных блюд. Если на это посмотреть с культурной точки зрения, то между гурманом и безудержным обжорством находится огромная пропасть. Тем не менее они обречены на пищевое рабство. Для такой категории, еда не является обычным источником энергии, а становится главнейшей целью в жизни;
  4. блуд . Человек не всесилен и поддается различным соблазнам, но нельзя прекращать бороться и каяться о грехах. Только таким способом прокладывается путь к святости. На каждом шагу в современном мегаполисе встречается масса разнообразных изображений. Эти извращения показываются по телевизору, да и на просторах Интернета полным-полно всякого дурного. Зачастую молодой человек перекрывает свои добрые желания ядовитыми образами и не в состоянии помышлять о чем-то другом. Им начинает овладевать демон страсти. Проходя рядом с женщинами, молодой мужчина воспринимает их в качестве самок. Одурманенный мозг наполняется похотливыми мыслями, а сердце жаждет удовлетворения грязных помыслов. Такой разврат не присущ даже животным, однако человек способен опуститься даже до такого уровня. Блудом считается не только внебрачная половая жизнь и измены, но и подобные помыслы;
  5. гнев . В порыве гнева человек влечет за собой большую опасность. Он ругается на самого себя, орет на окружающих, приходит в лихорадочное состояние от злости. Такой человек подобен бесу. Но для души человека гнев считается естественным свойством. Господь Бог специально вложил в человека такое качество, но для того, чтобы противиться и гневаться на грех, а не на людей. Со временем праведный гнев извратился и стал направляться на ближнего своего. Из-за мелочей происходят драки, ругань, крики и убийство. Это вредоносный грех;
  6. алчность . Многие заявляют, что алчными могут быть только зажиточные, которые стремятся приумножить свое богатство. Но такой грех распространяется на всех: как на богачей, так и на малоимущих людей. Страсть заключается в болезненных попытках обладать вещами и увеличивать материальные блага;
  7. лень . Выражается крайним пессимизмом и общим телесным и духовным расслаблением. Волевой человек целеустремленно идет к цели с ревностью в сердце, которая его двигает вперед. А уныние проявляется в недостижимой цели. Человек ставит перед собой слишком сложную задачу, следовательно, волю не двигает ревность, что в свою очередь, вытекает в лень. Человек огорчается, что не может достичь желаемого, и опускает руки, унывая дни напролет. Такое происходит тогда, когда человек отходит от Создателя и направляет все свои мысли на земные дела, а не на небесные.

Десять любопытных фактов о Библии

Самая легендарная книга - Священное Писание. Она была написана в древние времена несколько тысяч лет назад. Она является одной из самых знаменитых и покупаемых на всей планете.

Интересные факты:

Божьи заповеди и смертные грехи — это основные законы христианства, этих законов необходимо придерживаться каждому верующему. Их дал Моисею Господь еще в самом начале развития христианства. Чтобы спасти народ от грехопадения, предостеречь его от опасности.

Первая :

Я — Господь Бог твой, и других богов, помимо меня пусть не будет.

Вторая :

Не создай себе кумира, ни какого-либо изображения; не поклоняйся и не служи им.

Третья :

Ну приемли имени Господа Бога твоего всуе.

Четвертая заповедь:

Помни день субботний: шесть дней делай земные дела свои либо работай, а в седьмой день, день отдохновения, посвяти Господу Богу твоему.

Пятая :

Почитай мать свою и отца своего, дабы тебе было хорошо и чтобы ты жил долго на земле.

Шестая заповедь:

Седьмая заповедь:

Не прелюбодействуй.

Восьмая заповедь:

Не укради.

Девятая :

Не произноси на ближнего своего ложного свидетельства. Не лжесвидетельствуй.

Десятая :

Не возжелай ничего, что принадлежит другому: ни жены ближнего твоего, не желай дома его, ничего иного, что принадлежит твоему ближнему.

Трактовка десяти Божьих законов:

Десять заповедей Иисуса Христа, в переводе на обыденный язык гласят, что необходимо:

  • Верить только в одного Господа, единого Бога.
  • Не создавать для себя кумиров.
  • Не упоминать, не произносить имя Господа Бога просто так.
  • Всегда помнить о субботе — главном дне отдыха.
  • Уважать своих родителей и почитать их.
  • Не убивать кого-либо.
  • Не прелюбодействовать, не изменять.
  • Не воровать что-либо.
  • Не врать никому, не лгать людям.
  • Не завидовать своим товарищам, друзьям либо просто знакомым.

Первые четыре Божьих заповеди непосредственно относятся к взаимоотношению человека с Богом, остальные — отношения людей между собой.

Заповедь первая и вторая:

Означает единство Господа. Его почитают, уважают, считают Всемогущим и мудрым. Также Он самый добрый из всего, поэтому, если человек желает взрасти в добродетеля, искать ее необходимо именно в Боге. «Не можете иметь других богов, кроме Меня». (Исх 20:3)

Цитата: “- на что тебе иные боги, раз твой Бог Господь Вседержитель? Разве есть кто-то мудрее, чем Господь? Он направляет через людские обыденные мысли праведные. Сатана же — управляет, путем ловушек искушения. Если ты поклоняешься двум богам, имей ввиду, что одним из них является — Дьявол”.

В религии говорится что вся сила заключена в Боге и в нем лишь одном, из этой первой заповеди вытекает следующая.

Люди слепо молятся на картинки с иными идолами, изображенными на них, склоняют головы, целуют священнику руки и т.д. Второй Божий закон говорит о запрете обожествления творений и почитания их вровень с Творцом.

«Не создавай для себя резное или какое-либо другое изображение того, что находится сверху на небесах, внизу в земле либо в водах под низом земли. Не поклоняйся да не служи им, ибо помни, что я твой Бог Иегова, который требует исключительной преданности!”

(Исход 20:4-5)

Христианская религия считает, что после встречи с Господом почитать кого-то более Него невозможно, что все что находится на земле создано Им. Ничего не сопоставляется с ним и не сравнивается, ибо Господь не желает, чтобы человеческое сердце и душа были заняты кем-то либо чем-то еще.

Заповедь третья:

Третий Божий закон сформулирован во Второзаконии (5:11) и в Исходе (20:7).

Из Исхода 20:7 «Не произноси имени Господа напрасно, верь, Господь не оставит без наказания человека, кто произносит имя Его всуе».

В этой заповеди используется слово из Ветхого завета, оно переводится как:

  • ложно клясться Божьим именем;
  • произносить Его напрасно, просто так.

Согласно учениям древности, в названии заключается большая сила. Если произносить по поводу и без имя Бога, в которой заключена особая сила, то пользы от него уже не будет. Считается, что Господь слышит все возносимые к нему молитвы и откликается на каждую из них, но это становится маловероятным, если человек призывает к нему каждую минуту в качестве присказки либо за обедом. Господь перестает слышать такого человека, и в случае когда этому человеку потребуется настоящая помощь, Бог будет к нему глух, также как к его просьбам.

Во второй части заповеди находятся следующие слова: “…ибо Бог не оставит безнаказанным тех, кто произносит Его имя просто так”. Это значит, что Бог непременно покарает тех, кто нарушил этот закон. На первый взгляд употребление Его имени может казаться безобидным, ведь что тут страшного, если упомянуть Его в светском разговоре или при ссоре?

Но важно понимать, что такая оплошность может оскорбить Господа. В Новом Завете объяснял своим ученикам, что все десять заповедей сведены только к двум: “Возлюби Господа Бога всем своим сердцем, всей душой и разумом своим” и “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Третий же закон — это отражение любви человека к Богу. Тот, кто любит всем сердцем Господа, не станет упоминать имя его всуе. Это равносильно тому, как влюбленный юноша не позволяет кому-либо отзываться некорректно о своей возлюбленной. Упоминание Господ всуе — низость и оскорбление Господа.

Также нарушение третьей заповеди может испортить в глазах людей репутацию Господа: Римлянам 2:24 “Ведь для вас, как писано, имя Божье хулится у язычников”. Господь распорядился святит имя Его: Левит 22:32 “Да не бесчестите (не оскверняйте) Моего святого имени, дабы Я был свят среди сынов Израилевых”.

Примером того, как Бог карает людей за нарушение третьей заповеди Божьего Закона может служить эпизод из 2-го Царств 21:1-2 “Был на земле голод на дни Давида в три года, один год за другим. И просил Бога . Господь вещал: это ради Саула и его кровожадного дома, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь воззвал к Гаваонитян и общался с ними. Те были не из Израилевых сынов, однако из остатков Аморреев; Израильтяне поклялись, но Саул захотел их истребить из-за ревности своей об Израилевых потомках и Иуды”. В общем, Бог покарал Израильский народ за то, что те нарушили данную клятву о перемирии, которую дали Гаваонитянам.

Заповедь четвертая:

По преданию, творец создал наш мир и саму Вселенную за шесть дней, седьмой день он посвятил отдыху. Это правило в целом определяет человеческую жизнь, где он обязан отдавать большую часть жизни труду, а остальное время оставлять Господу.

По версии Ветхого Завета празднованию отдавалась суббота. Субботний покой был установлен для пользы человека: как физической, так и духовной, а не ради порабощения и лишений. Чтобы собрать в одно целое свои мысли, освежить свои душевные и физические силы требуется раз в неделю отстранятся от обыденных занятий. Это позволяет осмыслить цель всего земного в целом и своих трудов в частности. В религии труд является необходимой частью человеческойжизни, но основной всегда будет оставаться спасение его души.

Четвертую заповедь нарушают люди, которые, помимо труда в воскресный день также ленятся заниматься трудом в будние дни, уклоняются от обязанностей, ведь в заповеди говорится “трудиться шесть дней”. Нарушают и те, кто, не работая в воскресенье, не посвящают этот день Господу, а проводят его в сплошных забавах, предаются различным излишествам и разгулу.

Заповедь пятая:

Иисус Христос, будучи Божьим Сыном, почитал Своих родителей, был послушен им, помогал Иосифу с работой. Господь, за отказ родителям в требуемом содержании под предлогом посвящения всего что у них было Богу, упрекал фарисеев, ведь этим они нарушили требование пятого закона.

Пятой заповедью Бог призывает нас к почтению своих родителей, а за это обещает человеку благополучную, хорошую жизнь. Почтение родителей — это уважение их, любовь к ним, ни при каких обстоятельствах не оскорблять их ни словами, ни поступками, быть послушными, помогать им и заботиться, когда это необходимо, тем более в старости либо болезнях. Необходимо молить Бога об их душах и при жизни, и по смерти. Великий грех — неуважение родителей.

По отношению к другим людям Христианская религия говорит о необходимости почитать каждого, в соответствии с должностью, возрастом.

Церковь всегда считала и считает на нынешний момент своей основой и общества именно семью.

Заповедь шестая:

С помощью этого закона Господь накладывает запрет на убийство, как у самого себя, так и у других. Ведь жизнь — великий Божий дар и только сам Господь может лишать кого-то жизни на земле. Самоубийство также является тяжелым грехом: в нем кроется еще и грех отчаяния, маловерие, восстание против Божьего смысла. Насильственно оборвавший свою жизнь человек, не сможет покаяться, ибо после смерти оно не действительно. В моменты отчаяния необходимо помнить, что земные страдания посылаются ради спасения души.

Человек становится виновным в убийстве если каким-то образом способствует убийству, допускает чье-то убийство, помогает совершать его советом либо согласием, покрывает грешника, толкает людей на новые преступления.

Следует помнить, что довести человека до греха можно не только делом, но и словом, поэтому необходимо следить за языком и думать, что говоришь.

Заповедь седьмая:

Господь велит супругам сохранять верность, неженатым быть целомудренными, как в делах, так и словах, мыслях, желаниях. Чтобы не согрешить человеку требуется избегать всего, что вызывает нечистые чувства. Подобные мысли требуется пресекать их на корню, не позволяя овладевать вашими волей и чувствами. Господь понимает, как тяжело человеку держать себя в руках, поэтому Он учит людей быть к себе беспощадными и решительными.

Заповедь восьмая:

В этом законе Бог запрещает присваивать себе то, что принадлежит другому. Кражи могут быть разными: от простого воровства, до святотатства (кража священных вещей) и лихоимства (взятие денег с нуждающихся, пользуясь ситуацией). И всякое присвоение чужого имущества через обман. Уклонение от платежей, долгов, умалчивание о найденном, обман при продажах, удерживание плат работникам — все это также входит в список грехов седьмой заповеди. На подобный грех толкает пристрастие человека к материальным ценностям и удовольствиям. Религия учит людей быть бескорыстными, трудолюбивыми. Высшей христианской добродетелью является отречение от любой собственности. Это предназначено для тех, кто стремится к совершенству.

Заповедь девятая:

Этим законом Господь запрещает любую ложь, к примеру: заведомо неверные показания на суде, донос, сплетни, злословия и клевету. “Дьявол” означает “клеветник”. Ложь недостойна христианина, не согласуется ни с любовью, ни с уважением. Товарищ понимает что-то не с помощью насмешки и осуждения, а с помощью любви и доброго дела, совета. Да и вообще стоит следить за речью, так как религия придерживается мнения, что слово — величайший дар.

Заповедь десятая:

Этот закон призывает людей воздержаться от недостойных желаний и зависти. Тогда как девять заповедей говорят о поведении человека, десятая обращает внимание на то, что происходит внутри него: желания, чувства и мысли. Призывает людей думать о духовной чистоте и ментальном благородстве. Любой грех начинается с мысли, появляется греховное желание, которое толкает человека на поступок. Потому для борьбы с соблазнами, следует пресекать мысль о нем в сознании.

Зависть — это душевный яд. Независимо от того, насколько человек богат, когда он завистлив, он будет ненасытен. Задачей жизни человека, по мнению религии, является чистое сердце, ибо только в чистом сердце поселится Господь.

Семь смертных грехов

Гордость

Началом гордости служит презрение. Наиболее близок к этому греху тот, кто презирает других людей — бедными, низкими. В результате человек считает мудрым и благородным лишь себя. Узнать гордого грешника не сложно: такой человек всегда ищет предпочтения. В самодовольном упоении человек нередко может забыться и присвоить себе мнимые достоинства. Грешник отдаляется поначалу от малознакомых, а в последствии — от товарищей, друзей, семьи и, наконец, самого Господа. Такому человеку не нужен кто-либо, он видит счастье в самом себе. Но по сути, гордость не приносит истинной радости. Под грубым панцирем самодовольства и гордости душа мертвеет, теряет способность любить, дружить.

Этот грех один из самых распространенных в современном мире. Он парализует душу. Мелочные желания и материальные страсти могут загубить благородные побуждения в душе. Этим грехом может страдать и богач, и человек среднего достатка, и бедняк. Эта страсть заключается не просто в обладании материальными вещами или богатством, дело в страстном желании обладать ими.

Зачастую человек во грехе не может думать ни о чем ином. Он находится во власти страсти. Смотрит на каждую женщину словно та является самкой. Грязные мысли заползают в сознание и затуманивает его и сердце, последнее желает только одного — удовлетворения своей похоти. Это состояние сродни животному и даже хуже, ведь человек доходит до таких пороков, до каких не всегда додумается животное.

Этот грех — поругание природы, он портит жизнь, человек в этом грехе враждует со всеми. Более пагубной страсти душа человека еще не познала. Зависть — это один из способов вражды, к тому же практически непреодолимый. Начало этого греха берет свое начало от гордости. Такому человеку сложно видеть рядом равных себе, тем более тех, кто выше его, лучше и т.д.

Чревоугодие заставляет людей потреблять пищу и питье ради наслаждения. Из-за этой страсти человек перестает быть разумным человеком, уподобляется животному, который живет без разума. Через этот грех рождаются разные страсти.

Гнев

Гнев разделяет Бога и человеческую душу, так как такой человек живет в смятении, беспокойстве. Гнев очень опасный советник, все что сделано под его влиняем нельзя назвать благоразумным. В гневе человек совершает зло, хуже которого сделать сложно.

Уныние и лень

Унынием считается расслабление сил тела и души, которое при этом соединяется с отчаянным пессимизмом. Постоянное беспокойство и уныние сокрушают душевные силы, доводят его до изнеможения. От этого греха рождается праздность и беспокойство.

Самыми страшными из грехов считается гордыня, этого Господь не прощает. Божьи заповеди позволяют жить в гармонии. Их сложно соблюсти, но в течение всей жизни человеку необходимо стремиться к лучшему.

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди . В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного миразакон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей , на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего :

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью... и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22-23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание... есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача ) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.



Животные