Старообрядческая молельня. Падает снег, каждая снежинка на своем месте

В центре Саратова, на небольшой Кузнечной улице находится интересное здание, точнее небольшой деревянный дом, с небольшим деревянным куполом на крыше. Это Белокриницкий молельный дом, он интересен саратовцам прежде всего своей историей.

История Белокриницкого молельного дома

История этого дома с куполом на крыше начинается в 30-е годы прошлого столетия. Именно тогда после закрытия на Кузнечной улице Белокриницкой церкви, многочисленная старообрядческая община на долго осталась без своего места.

Старообрядчество, древлеправославие - это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х - 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего - с Церковью Константинопольской

Спустя почти полвека, в 1973 году, для возобновления богослужений был выкуплен старый деревянный дом, стоявший напротив той самой Белокриницкой церкви. Здесь сразу возвели небольшой купол с крестом, и превратили это место в закрытый старообрядческий саратовский храм – Белокриницкий молельный дом.

Стоит отметить один немаловажный факт. На деревянный дом претендовала также Новозыбковская община (была и такая община), которой было разрешено использовать храм в случае необходимости.

Новозыбковская Архиепископия - это прежнее название Русской Древлеправослвной Церкви (сокращённо РДЦ) - одно из старообрядческих поповских согласий, действующих в Российской Федерации и некоторых иных странах. Получается, что новозыбковцы те-же самые старообрядцы

В 1990-е годы на волне возрождения церкви в России, и в частности после возрождения церкви Космы и Дамиана на Комсомольской улице Белокриницкий молельный дом был закрыт. Небольшой деревянный дом с маленьким куполом на крыше опустел, и, казалось бы, про него все забыли. Нет, в 2001–2003 годах шли переговоры по продаже здания Римско-католической апостольской администратуре!!! Зачем понадобился ветхий дом Римско-католической церкви остается загадкой. Тем не менее, сделка между католическим епископом Клеменсом Пиккелем и председателем совета Успенской старообрядческой общины Тимофеем Гилевым была заключена, но впоследствии так и не состоялась, из-за несогласия с продажей митрополита Алимпия.

Сегодня небольшой ветхий дом так и продолжает пустовать, обращая на себя внимание любознательных прохожих и жителей прилегающего района.

Старообрядческая церковь - чисто русское явление, возникшее в результате раскола случившегося во второй половине XVII века. Оно может служить наглядным пособием к рассуждениям на тему «Личность и история», когда волей одного честолюбца, сейчас бы его назвали «западником», в веру страны на века вносятся кровавые распри. Спустя многие годы признано, что никакой особой прогрессивной составляющей, как и нужды, в не было, а вреда нанесено очень много.

Причина возникновения

Сама старообрядческая церковь, всё, что связано с ней, относится к трагическим, «чёрным» страницам русской истории. Современному человеку трудно понять, почему из-за некоторых изменений в обрядах выжигались сёла, людей морили голодом и предавали мученической смерти. Православные убивали друг друга с особой жестокостью. До тех пор, пока Никон не стал патриархом, он был, скорее, притворялся единомышленником членов «Кружка ревнителей благочестия», во главе которого стоял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этой организации проповедовались идеи самобытности русского православия. В него входили и Аввакум Петров и Иван Неронов, которых позднее Никон сослал в ссылку, где они приняли мученическую смерть.

Убежденный в своей правоте

В результате реформ, первоначально принимаемых новым патриархом в единоличном порядке, общество раскололось на две части, одна из которых оказала Никону активное противодействие (так, Соловецкий монастырь царёво войско осаждало 8 лет). Такое неприятие патриарха не остановило, он узаконил свои реформы созывом Московского собора 1954 года, который одобрил и утвердил их. Несогласие проявил один-единственный епископ - Павел Колоиенский. Старообрядческая церковь (одно из названий противников реформ) оказывалась вне закона. Никон пошёл дальше - он обратился за помощью к Цареградскому патриарху, от которого в 1655 году тоже получил одобрение. Несмотря на все гонения, сопротивление в обществе нарастало, и уже в 1685 году на государственном уровне царевной Софьей были изданы указы, ставящие старообрядцев вне закона. Начались кровавые преследования, которые продолжались и в правление Николая I.

Умный царь Освободитель

И только при Александре II ярые притеснения прекратились. Благодаря изданным царём «Правилам» старообрядческая церковь легализовалась. Ее последователи получили возможность не только отправлять богослужения, но и открывать школы, выезжать за границу и занимать высокие государственные должности. Но только лишь в 1971 году официальной церковью России признается неправота Соборов 1656 и 1667 годов, на которых старообрядцы предавались анафеме. Главная идея, которой руководствовался Никон, сделать русскую церковь отвечающей духу времени, то есть, привести ее в полное соответствие с греческой. Он мыслил, что, таким образом, Россия органичней впишется в развитые страны Европы. Такие люди всегда были на Руси. Они нанесли и наносят много вреда нашей Родине, втягивая ее западный мир.

Приверженцы веры

В результате вековых гонений русская старообрядческая церковь территориально разместилась на европейском севере России, где и сейчас влияние её довольно значительно. В нашей стране насчитывается до 2-х миллионов староверцев. Это очень внушительное число, превышающее представителей некоторых других конфессий, населяющих Россию. То, что в вопросах веры необходима терпимость - истина. В вере представителей этого религиозного направления суть состоит не в маниакальной приверженности обрядам, а в том, что православная старообрядческая церковь считает себя единственным истинным продолжателем русской церкви, существовавшей до введения «никоновских новин». Поэтому ее сторонники на протяжении веков, несмотря на страшные гонения, отстаивали свою веру, благодаря чему сохранились и дошли до наших дней такие бесценные элементы древнерусской культуры, как утварь, старые рукописные книги, иконы, обряды, пение, духовные стихи и речевая традиция. Целый пласт русской культуры.

Эпоха послаблений

В обеих столицах России после послаблений открылись культовые учреждения старообрядцев. Необходимо отметить, что само движение имеет много разновидностей - поповцы и беспоповцы, которые в свою очередь подразделяются еще на некоторые виды. Однако заветной мечтой большинства старообрядцев было желание иметь своего епископа. Стало это возможно только после 1846 года, с момента рукоположения для старообрядцев греческим митрополитом Амвросием епископов. Произошло это все в Белой Кринице. По имени населенного пункта названа возникшая Белокриницкая иерархия, которая и является современной Русской Православной старообрядческой церковью.

Главный храм

На территории России основным храмом этой деноминации (тип вероисповедания или является Покровский собор (Рогожский переулок, 29). Это главная старообрядческая церковь в Москве. История его возникновения относится ко времени эпидемии чумы (1771), когда кладбища выносились за городскую черту. За Камер-Коллежским валом образовалось старообрядческое кладбище, позднее возник поселок, а через 20 лет довольно богатая община, нуждающаяся в собственной церкви, заказала проект здания самому Матвею Казакову.

Старообрядцы размахнулись широко, но в результате противоборствующих действий митрополита Гавриила вместо громадного пятикупольного храма разрешено было возвести однокупольный, уменьшилась и высота здания. Но русская старообрядческая православная церковь только в 1905 году, в апреле месяце получила свой храм, так как в 1856 году по доносу митрополита Филарета двери церкви на были опечатаны. Открытие храма в 1905 году отмечается старообрядцами как особый праздник.

Новые времена

В России очень много культовых зданий этой деноминации. Так, только в Московской области их до 40, столько же и в самой столице. Русская старообрядческая православная церковь имеет свои молельные дома и часовни почти во всех районах Москвы. Списки их находятся в широком доступе. Нынешний Патриарх Московский и Всея Руси Корнилий очень тонко выстраивает свои отношения как с официальной церковью, так и с властями, в результате чего он встретился с Президентом страны. В. В. Путиным. Главная старообрядческая церковь в Москве, Покровский храм, является кафедральным собором и резиденцией Патриарха Корнилия. Другое название этой церкви - Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Очень много церквей и соборов старообрядцев названы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, потому что она считается их главной заступницей и покровительницей. Проект храма предусматривал размеры, превышающие Успенский собор Кремля. Приказом Екатерины II они были изменены. Рогожская старообрядческая церковь находится в одноименном историческом районе Москвы, известном под назван

ием которая возникла на левом берегу близь деревни Андрохина в XVI веке. Первый храм из дерева возник здесь в XVII веке, а в 1776 году уже именно купцы-старообрядцы возводят здесь свою первую в Москве церковь (Николая Чудотворца), а потом уже М. Казаковым строится Покровский храм.

Церкви старообрядцев в Санкт-Петербурге

Имеет свои культовые сооружения древнеправославие и Петербург. Старообрядческая церковь старейшей в Северной столице Лиговской общины расположена на Транспортном переулке. Храм, построенный по специальному проекту архитектора П. П. Павлова, был возведен всего за два года, но открытый для прихожан сразу после революции, он тут же закрылся. Возрожденная и зарегистрированная Минюстом в 2004 году, Лиговская старообрядческая община получила свой храм назад в 2005 году. Кроме него в Санкт-Петербурге действуют еще 7 религиозных учреждений Древнеправославной Церкви Христовой.

Оригинал взят у mu_pankratov в МОСКВА СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ.

Решил я друзья, как грится- подбить итог староверческих мест Москвы. Отбросим пока в сторону- особняки и дома зажитошных староверцев, также откинем- заводы, фабрики, больницы и прочие... всё равно объектов остается не мало! Глядя на количество старообрядческих церквей и моленных, невольно возникат вопрос- "А жили ли в Москве до революции -никониане?" ...шучу, шучу...наверное жили.)))
Я вот насчитал-около 70-ти церквей и моленных. Старалси выставлять свои фото и посты, ну и земной поклон за материалы, моему одноверцу и ЖЖ-товарищу- rostovetz . Постараюсь под каждым номером, заполнить фотографиями и информацией. (если у вас, уважаемые, будет материал или поправки, буду очень признателен!)

1. Церковный комплекс на Рогожском.
http://mu-pankratov.livejournal.com/66830.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/3671.html кладбище
http://mu-pankratov.livejournal.com/171558.html Институт на Рогожском (школа №459)

на фото: слева- Христорождественский собор, Колокольня и храм Успения Божией Матери, Покровский кафедральный собор, Никольский храм (ныне никонианский), ул. Старообрядческая. (все храмы действующие)

2. Духовный центр безпоповцев феодосеевцев на Преображенское кладбище.
Сейчас, осталось- три моленных, главная (на фото) Крестовоздвиженский храм .
(действующая)

3.Церковь Николы чудотворца на Тверской заставе . Бутырский вал, 8.
(действующая)
Так как являюсь- прихожанином Никольской церквы, о ней наверное, больше всего фото.)))
разбито на 5-ть частей, по годам.
http://mu-pankratov.livejournal.com/145169.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/145819.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/146339.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/146703.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/147043.html

4. Никольская церковь (неокружники) Лефортовский пер. (м. Бауманская)
(часть занята офисами, иногда проходят молебны)
http://mu-pankratov.livejournal.com/36304.html
http://rostovetz.livejournal.com/96135.html

5.ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ
(не сохранилась)
http://rostovetz.livejournal.com/140679.html?thread=694151&

6.Церковь во имя св. Екатерины в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва, Бауманская ул. д.20 (Девкин пер.)
(сохранилась лишь колокольня)
http://mu-pankratov.livejournal.com/174974.html

7. Храм Николы чудотворца , Николо-смоленской общины белокриницкой общины Москвы на Варгунихиной горе. (Смоленская наб)
(не сохранилась)
http://mu-pankratov.livejournal.com/151754.html

8.Замоскворецкая община Белокриницкой иерархии, Покровская церковь .ул. Новокузнецкая, д.38
(действующая)
http://mu-pankratov.livejournal.com/207518.html

9. Остоженская старообрядческая община. Покровский храм . Турчанинов пер. 4
(действующая)
http://mu-pankratov.livejournal.com/152032.html

10. Карикинская белокриницкая старообрядческая община с Покровской церковью
(ныне тут находится- детский театр)
http://mu-pankratov.livejournal.com/128804.html
http://rostovetz.livejournal.com/97732.html

11. Храм Тихвинской иконы Божией Матери на ул.Хавская
(ресторан закрыт, выставлена на продажу)
http://mu-pankratov.livejournal.com/234869.html


добавлено 30.06.14г. "Продолжение плохих новостей с Хавской..." http://mu-pankratov.livejournal.com/283479.html

12.Церковь 2-й Поморской общины . Токмаков пер.
(идет реставрация)
http://rostovetz.livejournal.com/228079.html

13. Успенская соборная церковь на Апухтинке по Новоселенскому переулку, 6
(ныне - общага)
http://mu-pankratov.livejournal.com/235560.html

14. ХРАМ НИКОЛО-РОГОЖСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ , ул. Вековая, 15
(последний хозяин- партия СПС, выставленна на продажу)
http://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html

15. Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.
(сейчас в ней- спортзал для борцов)
http://mu-pankratov.livejournal.com/150747.html

16.Домовая моленная Солдатенкова на Мясницкой.
Год постройки: между приблизительно 1857 и приблизительно 1857.
Архитектор: А.И. Резанов
http://aromus.livejournal.com/35513.html

17.Церковь Матфея апостола в доме Кузнецова, Проспект Мира 43
http://niernsee.livejournal.com/50786.html

18.Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Рахмановых, Бакунинская 2
Год постройки: Между 1895 и 1898.
Архитектор: Кондратенко
(нынче, здание передано- РПЦ, под офисы)

Моленная располагалась на втором этаже пристройки со двора.

19.Сергия и Вакха , поповцы, в доме Балашовых, Гжельский пер. 13

20. В доме Рябушинского , Мал. Никитская, 6/2
Ныне- музей М.Горького.

21.В доме Носовых ул. Мал. Семеновская 1

Роспись парадной лестницы и моленной дома Носовых. Её исполнитель - выдающийся художник Добужинский. Заказчица, супруга В.Носова, Ефимия Носова (урожденная Рябушинская).
http://alekka4alin2012.livejournal.com/259242.html

22.В доме Морозова Подсосенский пер. 21, стр.3
Архитектор: Д.Н. Чичагов, Ф. Шехтель
Хороший репортаж- http://il-ducess.livejournal.com/97702.html

23.Троицы Святой , поповцы, в доме Свешникова, Самокатная ул. 2
(не сохранилась)

24.Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, в доме Фроловых, ул. Рабочая 39
(не сохранилась)

25.Храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской старообрядческой общины
ул. Преображенский Вал, 25 (действующая, западная половина церкви с колокольней принадлежит РПЦ)

26. в доме Миловановой, поповцы, Бол. Семеновская, 47 (не сохранилась)

27. Введения Пресвятыя Богородицы в доме Спиридонова Мал. Андроньевская, 24
(не сохранилась) сейчас тут- трансформаторная будка

28. Креста Господня часовня феодосеевцы Преображенское кл.
(действующая)

29. Казанской иконы Божией Матери , беглопоповцы, в доме Лубковой. Ул. Бахрушина, 25
нынче, в здании- к/т "Пять звезд", в 30-х -к/т Моссовета.

30. Марии Египетской , в доме Морозовых, поповцы. Трехсвятительский пер.1
http://a-dedushkin.livejournal.com/839689.html

31. Николы чудотворца Первой Московской общины поморского согласия, Переведеновский пер.24
(не сохранилась)Храм был построен в 1908 году по проекту архитектора И.Е.Бондаренко

32. Николы чудотворца , поповцы, в доме А.Е. Храпуновой ул.Садово-Сухаревская, 7 (не сохранилась)

33. Николы чудотворца , часовня, феодосеевцы, Преображенское кладбище
(действующая) http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov50.html

34. Петра и Павла , поповцы, в доме С.А. Нырковой (Морозовой), Шелапутинский пер. 1
80-е годы

35. Петра и Павла , поповцы, в доме Муравьевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

36. Петра и Павла , поповцы, в доме А.Г. Кремневой, Медовый пер.4
(на фото дом №3, справа виден край комплекса усадьбы)

37. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Баулиных, Таганская пл. 1 (не сохранилась)
(на фото 1888г., начало Большая Алексеевская улица (с 1924 по 2008 годы - Большая Коммунистическая улица; с 2009 года - улица Александра Солженицына)

38. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы в доме Полежаевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

39. Сергия преподобного , поповцы, в доме Миловановой, Измайловское ш., д.1 (не сохранилась)
фото с Олдмоса. Снято примерно от 13-го дома. Дом Миловановой, находился справа, на перекрестке.(сейчас там пустырь и автостоянка)

40. Спаса Нерукотворного , феодосеевцы, ул. Бакунинская, 55 , женский монастырь (не сохранилась)

41. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Балакириевский 2

42. Успения Пресвятыя Богородицы , неокружники, в доме Козлова, Земляной вал, 7 (не сохранилась)
Предположительно- дом №7 (1910г.)

43. Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, Дурной пер. 6
Виден длинный дом во дворе Филипповской богадельни и бывшей колокольни. Все уничтожено в 1982 году.

44. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Николоямский пер.6

45. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Печатники (не сохранилась)
Дом, в котором до 1930-х годов действовала церковь Успения Пресвятыя Богородицы староверов Белокриницкой иерархии, находилась у тонеля под Курской ж/д, (нынче- ул Полбина, 9). .

46. Моленная в доме А.В. Смирнова ул. Солженицына 11

47.«Овражная моленная» поповцы- Коломенское (не сохранилась)
http://mu-pankratov.livejournal.com/620492.html

48. Феодосеевская моленная на Семеновской .
(открылась недавно, в заброшенном здании эл.п/ст)

54. Успенский молитвенный дом на Рогожском кладбище (окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910),

55. Святителя Николы в Трехсвятительском переулке, д.1 (дом Ф.Е. Морозовой - - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)
Кто сейчас занимает здание, неизвестно... хотя все ухожено.

Церковь на верхнем этаже и туда вела чугунная лестница (безследно пропала)

56. ц. преп. Сергия в Б. Вокзальном переулке, дом Федорова №21 (неокружники-иосифовцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

57. Моленная инока Генадия (Завалова) на Благуше (2-я Хапиловская - неокружники-даниловцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

58. святителя Николы в доме Худяковых, на Вороньей улице (беглопоповцы-необщинники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

59. Шесть разноименных моленных на бывшей женской половине Преображенского богаделенного дома (в каждом из корпусов)
http://rostovetz.livejournal.com/76652.html

60. Казанская моленная в Лосиноостровских дачах (беглопоповцы)
http://-http://rostovetz.livejournal.com/15280.html

61.моленная Николы Чудотворца в доме Исаакия Носова.
Год постройки: между приблизительно 1900 и приблизительно 1917.
Адрес: Пушкарев пер. 7.

62. Моленная в доме феодосеевского начетчика Егора Егоровича Егорова . Дмитро́вский переу́лок(Салтыковский), д.1,12

Владелец дома на левой стороне Дмитровского переулка (№ 1/12) купец Е. Е. Егоров прославился своей коллекцией икон, старопечатных книг и рукописей. Он трагически кончил свою жизнь - в ноябре 1917 г. его убили грабители, но коллекция уцелела, и теперь ее книжная и рукописная часть хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы в различных музеях.

63. Моленная в доме Рахмановых (поповцы) Гончарная улица /Швивая горка/, владение №9.
Дети во дворе. Дом семьи промышленников Рахмановых, которым принадлежало несколько владений на Таганке. Староверы, благотворители, эти люди были необычайно разнообразны по своим увлечениям. Вместе с Зимиными, Алексеевыми, Птициными, Тюляевыми и Зубовыми, они задавали тон всей культурной и общественной жизни старой Таганки.
Хозяин дома Георгий Константинович Рахманов устроил в доме моленную, которую иначе, как храм-музей не именовали. Более 500 древних икон было в ней. В 1918 году в доме Рахмановых организовали Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района. С ликвидацией музея коллекцию распределили между собраниями крупнейших музеев страны.http://mu-pankratov.livejournal.com/363709.html
Софийская набережная, д.69

66. Церковь Илии Пророка Тверской старообрядческой общины.
Тверская ул.
фото 1979г.из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"

February 23rd, 2015 , 02:36 pm

Далее рассказ о старообрядческих молитвенных домах. Надо понимать, что в старообрядчестве молитвенным, или моленным домом называются и те церкви, о которых я рассказал в предыдущих частях. В данном случае я сделал разделения скорее по архитектурному, визуальному принципу. Все моленные, или как ещё говорят - молельни, расположены на востоке Московской области. Для наглядности ещё раз карта:

Орехово-Зуево - Старообрядческий Молитвенный дом Николая Чудотворца
Устроен в частном доме у Зуевского кладбища, постройки 1946 и перестроенного в молитвенный дом в 1973, после сноса старой деревянной "чёрной" моленной.

Абрамовка - Старообрядческий молитвенный дом
В середине 2000-х молельню устроили в доме, в котором ранее располагалась сельская библиотека, в связи с невозможностью возвращения старой церкви, о которой рассказ ниже. Приписан молитвенный дом к храму в Устьяново.


Фото 2008 г.


Фото 2009 г.

Новое (Новинка) - Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета

Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Смолёво
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная.

Кроме храмов и молитвенных домов, на востоке Подмосковья много старообрядческих часовен. Все они почитаемы.

урочище Гвоздна - Часовня Никиты Великомученика при старообрядческом Молельном Камне

Село Гвоздна впервые упоминается в XIV веке. Село располагалось на левом берегу реки Десны, на расстоянии 1 км к Юго-Западу от деревни Чёлохово. Существует предание, что первые миссионеры именно здесь крестили местное население и уйдя, оставили икону Св. Великомученика Никиты, который и стал небесным покровителем этой части Гуслиц. По другому преданию, образ был утрачен и вновь явлен в 17 веке, в ознаменовании чего крестьянином Сергеем Ивановым в 1668 году была построена деревянная церковь. Гвоздна стала центром одноимённого прихода Коломенской епархии. В 1770-е годы владелец села Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы и в 1792 году церковь была перевезена в Егорьевск, на городское кладбище, где сгорела в 1918 году. Село опустело и заросло лесом, но жизнь в нём не замерла. Место церкви и старинного погоста стало местом паломничества старообрядцев, как из прилегающих гуслицких деревень, так и их дальних краев. В конце XIX века, владелец леса купец В. Клопов поставил на месте бывшего погоста часовню, обустроил источник, из которого брал начало Никитский ручей и поставил бревенчатые дома для паломников. Для молебнов была расчищена поляна, а специально для крестных ходов - лесная дорога. В начале ХХ века журнал "Старообрядческая мысль" неоднократно писал о многолюдных богослужениях в лесу и называл эту лесную поляну "Обителью Мира". № 7 журнала за 1915 год упоминал и о большом красном камне, сохранившемся в лесу от основания столь чтимой в народе церкви.


Священный камень

В советский период потери этой заповедной части Гуслиц были особенно тяжелы. Была разрушена часовня и снесён посёлок паломников, разобрана старообрядческая молельня в соседнем Чёлохово. Тем не менее, тайные молебны у источника и камня продолжались до конца 40-х годов ХХ века.
В начале 70-х большая часть "Обители мира" физически перестала существовать. Вплотную подошедшие с запада фосфоритные разработки перевернули грунт на глубину до 18-20 метров. Источник был уничтожен, но камень из основания церкви уцелел. В 2001 году в лесу, у камня вновь была расчищена площадка и Русской Православной Старообрядческой Церковью в день Св. Никиты (28 сентября н.с.) отслужен молебен.

Давыдово - Старообрядческая часовня Николая Чудотворца
Деревянный ярусный часовенный столб был сооружен в 2006 г. на средства Мосаловой Е. Н. и пожертвования прихожан.

Запонорье - Старообрядческая часовня
Сооружена весной 2011 года.

Костино - Старообрядческая часовня
В Костино был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, который несколько раз ремонтировался и перестраивался. Закрыт в конце 1930-х и сломан в 1960-х. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.

Ляхово - Старообрядческая часовня Пресвятой Богородицы
В Ляхово был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1934, позже сломан. В середине 2000-х в деревне сооружена ярусная деревянная часовня-столп.

Рахманово - Старообрядческая Часовня Димитрия Солунского
Сооружение часовни на месте Дмитриевского храма началось в 2000 году. Была нанята бригада, оказавшаяся непрофессиональной. Поставленный ими столп, возведенный с массой ошибок, два года как некий "зуб" стоял посреди села. В конце концов, его пришлось разобрать, и в 2004 году был построен новый столп, и вскоре часовня была закончена. Как и храм, она посвящена Димитрию Солунскому. В свой "престольный" праздник в 2004 г. часовня была освящена.

Данилово - Старообрядческая часовня
В Данилове была старообрядческая церковь Николы и Казанской Божией Матери. Церковь снесли в 1930-х годах, сохранилось лишь старообрядческое кладбище. У дороги стояла каменная часовня (не сохранилась). В 2011 году была возведена новая часовня.

Смолёво (Соболевский с/с) - Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооруженная в 2010 году на частном участке, но открытая для всех жителей.

Теперь расскажу о закрытых и недействующих старообрядческих храмах, здания которых сохранились.

Орехово-Зуево - Здание бывшей Старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Кирпичный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный вместо деревянного молитвенного дома в 1906-1908 на участке Соловьёвых. Имелись Никольский и муч. Никиты приделы. Принадлежал окружнической общине. Закрыт не позже 1930-х, перестроен - сломан купол, надстроен второй этаж. В настоящее время занят фабричным цехом.

Ногинск - Здание бывшей старообрядческой церкви Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы
Храм Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы был построен для Богородско-Глуховской старообрядческой общины в 1911 году. Как сообщал старообрядческий журнал "Церковь" (№ 2, 1911 г.), она была возведена по типу древнего храма, построенного Св. Евфросинией Полоцкой в ее монастыре в г. Полоцке. Действительно, сохранившиеся проекты и старые фотографии храма дают представление о том, что за образец был взят древнерусский храм - отсюда и одноглавие, и позакомарное завершение кровли, и отдельно стоящая звонница, соединенная с храмом небольшим приделом. Даже наружная роспись храма, а также устроенные внутри него хоры, говорят о том, что древние традиции русского зодчества здесь соблюдались неукоснительно. И вместе с тем, Захарьинская церковь была удивительно современна, так как отвечала духу возрождения национальных традиций, который был ощутим в культуре начала XX века. Автором проекта церкви был архитектор И.Е. Бондаренко, много строивший для старообрядцев и хорошо понимавший стилистические особенности древнерусской архитектуры. Деньги на строительство храма, на колокола и на устройство иконостаса давал известный деятель старообрядчества А.И.Морозов. Кроме основного посвящения в честь пророка Захарии храм имеет и второе посвящение - во имя преподобной мученицы Евдокии. Примыкающий к храму с юга придел освящен во имя св. Николы Чудотворца. Современное состояние храма печально. Здание принадлежит местному хлебокомбинату. Храм лишился главы, искажена звонница, позднейшие пристройки и трубы отопления изуродовали его внешний облик. Об интерьере говорить не приходится. Но очень хочется верить, что Захарьинская церковь дождется своего нового Морозова и будет возрождена.

Построена церковь в 1908-1910 для общины старообрядцев федосеевского старопоморского согласия на средства фабрикантши А. В. Мараевой. Не закрывалась. Однако в связи с сокращением численности общины пришла в упадок. В 1988 передана в ведение историко-художественного музея.

Алёшино - Бывшая старообрядческая Церковь Георгия Победоносца
Об этом храме мне рассказывать особенно тяжело. В этом храме в 1986 году крестилась моя молодая жена. В 1997 году я крестил в нём своих сыновей.
Церковь построена в 1886 году как новообрядческая на средства Н. М. Бардыгина, Егорьевского головы. Первоначально освящена как Знаменская. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Вновь открыта в 1947, причём передана старообрядческой общине не только Алёшино, но и всей округи. В том числе и жителей Егорьевска. Потому что Егорьевский старообрядческий храм Георгия Победоносца был закрыт. Видимо потому и Алёшинский храм, как старообрядческий, был освящён как Георгиевский. Во второй половине 2000-х произошел практически рейдерский захват храма. Подробнее об этом и . 5 декабря 2008 г. РПСЦ передала храм РПЦ МП. Храм был переосвящен в церковь Иконы Божией Матери Знамение.


Фото 1997 г. тогда еще Георгиевского храма


1997 г. крестины моих сыновей


Фото 2013 г. Новообрядческий храм

Абрамовка - Бывшая старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Слобода Абрамовка образовалась во второй половине XVIII века путём объединения деревень Андреево и Чанниково. Каменная старообрядческая церковь построена в 1916 году на средства промышленника А.П. Муравлёва, построившего в Абрамовке также больницу и баню. Здание используется как сельский клуб.

Красная Дубрава - Бывшая старообрядческая Рождества Пресвятой Богородицы
Прежнее название села - Барская Дубрава. Старообрядческая церковь (Белокриничского согласия) Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1908 году на средства братьев Нажёсткиных и Морозовых.

Никулино - Бывшая Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле выстроена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в конце 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.

Выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны. Была занята клубом. К настоящему времени разорена.


Фото

Беливо - Место бывшего старообрядческого скита
Через полвека после трагического раскола Русской церкви в лесу недалеко от деревни Беливо поселился подвижник - инок-схимник Леонтий. Предание говорит, что он много и долго странствовал, бывал в Царьграде и в Святой Земле. Вернувшись в подмосковный край, он основал скит в диком лесу. Окружающие болота и хвойные чащи укрывали хранителей древлеправославия от преследования властей. Все общежития монахов, которые устраивали старообрядцы, назывались скитами и, естественно, находились под запрещением. Гуслицкая волость с ее болотами и мокрыми лесами, где было царство комаров, ядовитых змей и волков, где тропинки по болотным гривам знали только опытные старожилы, была идеальным местом для тайных поселений старообрядческих монахов. В какие времена был основан скит (монастырь) близ деревни Беливо, сказать без археологического исследования местности, пожалуй, невозможно, т. к. ни письменных свидетельств, ни легенд об этом не сохранилось. Отец Леонтий был, очевидно, последним игуменом этого монастыря. А последние, наиболее решительные правительственные действия по ликвидации «раскольнических» скитов осуществлялись в 1853—1861 годах. В те времена Московский митрополит Филарет поручил монаху Парфению работу по устройству в Гуслице православного мужского монастыря, назначением которого должно было быть отвлечение местных жителей от «раскола».


Могила святого отца Леонтия Беливского

Люберцы - Здание музея, поглотившее Старообрядческую церковь Преображения Господня
Небольшая каменная церковь, выстроенная только после революции, в 1924 г. Закрыта в 1931 г., частично разрушена. В 1960-х встроена в здание городского музея.


Видна часть стены храма

Ликино-Дулево - На месте памятника Ленину (задекорирован) стояла старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулёво
Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен был в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину.

Куровское - Место старообрядческой церкви Преображения Господня
Деревянная клетская постройка простой архитектуры, построенная в 1905-1906 вместо старой моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1937. Здание сломано в 70-е.

Анциферово - Школа на месте старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженная по проекту 1911. принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939 г., венчания сломаны, была занята школой. После строительства нового здания школы разобрана.

Богородское - Место старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Сравнительно небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике с колокольней, сооруженная по проекту 1914 путём реконструкции старого молитвенного дома 2-й пол. XIX в. Принадлежала окружнической общине.


Храм располагался на том берегу пруда

Дуброво - место бывшей старообрядческой церкви
Небольшая деревянная одноглавая церковь простой архитектуры, выстроенная по проекту 1917 вместо молитвенного дома неокружнической общины. Сломана в сер. ХХ в.

Елизарово - Бывшая старообрядческая молельная
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-м заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.

Заволенье - Место старообрядческого молитвенного дома Преображения Господня
Деревянный молитвенный дом простой архитектуры, построенный в 1893, был отремонтирован в 1906. Принадлежал неокружнической общине. Закрыт в кон. 1930-х, разобран ок. 1959-1960.

Загряжская - место бывшей старообрядческой церкви Никиты Великомученика
Деревянная церковь простой архитектуры, была построена в 1906-1907 при помощи А. И. Морозова на основе построенной в 1898 моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1930-х. Возвращена верующим в 1945. Сгорела в конце 1960-х.

Коровино - Место бывшей старообрядческой церови Параскевы Пятницы
Деревянный молитвенный дом, перестроенный в церковь в 1910-х. Община была зарегистрирована в 1910. Сломана в сер. ХХ в. В селе также имелась неокружническая община, молитвенный дом которой, построенный в 1891, сгорел в 1916.

Петрушино - Место бывшей старообрядческой Церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная старообрядческая церковь окружнической общины, построенная в 1911-1912 вместо молельной. Однокупольная постройка в псевдорусском стиле с шатровой колокольней. Средства выделили Гавриловы, Кузнецовы и др. Закрыта в кон. 1930-х, позже сломана.

Цаплино - Место бывшей старообрядческой церкви Николая Чудотворца
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, перестроенный в 1906. Второй престол Спаса Нерукотворного. Закрыт в 1939, позже сломан.

Яковлевская - Место бывшей старообрядческой церкви Воздвижения Честного Креста Господня
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в нач. ХХ в. на средства Ф. Е. Морозовой (по другим данным сооружен на основе здания XIX в.). Представлял собой клетское здание с крупной главкой на кровле. Закрыт в 1939, сломан в нач. 1970-х.

Заполицы - На месте этого дома была окружническая молельня

Заполицы - На месте этого дома была неокружническая молельня

Как и в части, посвященной московским старообрядческим храмам, расскажу немного и о единоверческих подмосковных храмах. Хотя, в буквальном смысле их и не принято считать старообрядческими по известным причинам.
Не только подмосковным, но и общероссийским единоверческим духовным центром является Михайловская слобода в Раменском районе.

Михайловская Слобода - Единоверческая церковь Михаила Архангела
Каменная церковь была выстроена в 1689 году на средства московского Георгиевского монастыря. В 1822 году обращена в единоверческую и в течении 1830-х реконструирована в стиле классицизма - на храме поставлена ротонда, пристроены новая трапезная с Никольским и Георгиевским приделами и высокая колокольня. В сер. 2000-х ротонда 1830-х сломана и основной объём реконструирован в формах XVII в. Церковь была закрыта в 1930-х. Вновь открыта в 1943 году и вновь закрыта в 1961. В 1989 году открыта.

Осташово - Единоверческая Церковь Иконы Божией Матери Владимирская
в Воскресенском районе. Церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко. Построена в 1763 году на средства князя Г. И. Шаховского. Закрыта в 1933 году и к 1980-м заброшена. Открыта в 1991 как единоверческая. Отремонтирована.

Далее о двух единоверческих храмах в центре Гуслицы, в городе Куровское.
До 90-х годов прошлого века в Куровское не было единоверческой общины. НИКОГДА не было. До революции были две старообрядческие моленные. И местное население было и оставалось быть преимущественно старообрядческим. Еще в XIX веке здесь был построен Преображенский Гуслицкий монастырь новообрядцев, основной целью которого было искоренение старообрядчества.


Преображенский Гуслицкий монастырь

Но заметных подвижек в этом направлении практически не произошло, ни до революции, ни после. Миссия оказалась невыполнимой. И когда в начале 1990-х изменилось отношение государственной власти к религии и встал вопрос о необходимости иметь свой храм Куровским верующим (преимущественно старообрядцам), вдруг «НАШЛАСЬ» община единоверцев. И им сначала отдали старое здание, а потом выделили землю для строительства нового храма. Полагаю, в чем-то это продолжение миссионерской монастырской деятельности. Ведь местному населению тогда строительство и открытие единоверческого храма преподносилось как открытие СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Со временем многие разобрались что по чём и покинули этот приход. И в настоящее время прихожан у Куровского единоверческого храма крайне мало. А старообрядческого храма в городе так и нет…

Куровское - Единоверческая церковь Преображения Господня
Церковь единоверческой общины, устроенная в 1994 в двухэтажном каменно-деревянном доме конца XIX в., в прошлом принадлежавшем купцу Кудрявцеву. Позже в здании находился городской отдел милиции, а до этого ОГПУ. К зданию в 1995 году пристроен алтарь, поставлена главка. После освящения нового храма Иоанна Лествичника церковь закрыта, здание ветшает.

Куровское - Единоверческая церковь Иоанна Лествичника
Сооружена в 1996-2000 рядом с деревянным зданием Преображенского храма.

Мальково - Единоверческая церковь Рождества Христова
Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 при помощи А. В. Смирнова как единоверческая, хотя население деревни было преимущественно старообрядческим. Неслучайно храм неоднократно поджигали. С 1916 года в ней отсутствовал священник и поэтому после революции она была занята старообрядческой окружнической общиной. В 1930-х закрыта. В 2000-х годах передана общине Московского Патриархата.

деревня Авсюнино - Бывшая единоверческая церковь Петра, митрополита Московского
Каменная церковь, пристроенная в 1903-1905 годах к зданию миссионерской церковно-приходской школы братства митрополита Петра, выстроенного в 1893. Одноглавая церковная пристройка примыкает к зданию с востока. В 1930 году закрыта. В настоящее время школа занята библиотекой и сельским клубом, храмовая часть пустует, своды рухнули.




December 20th, 2013

Решил я друзья, как грится- подбить итог староверческих мест Москвы. Отбросим пока в сторону- особняки и дома зажитошных староверцев, также откинем- заводы, фабрики, больницы и прочие... всё равно объектов остается не мало! Глядя на количество старообрядческих церквей и моленных, невольно возникат вопрос- "А жили ли в Москве до революции -никониане?" ...шучу, шучу...наверное жили.)))
Я вот насчитал-около 70-ти церквей и моленных. Старалси выставлять свои фото и посты, ну и земной поклон за материалы, моему одноверцу и ЖЖ-товарищу- rostovetz . Постараюсь под каждым номером, заполнить фотографиями и информацией. (если у вас, уважаемые, будет материал или поправки, буду очень признателен!)

1. Церковный комплекс на Рогожском.

кладбище
Институт на Рогожском (школа №459)

на фото: слева- Христорождественский собор, Колокольня и храм Успения Божией Матери, Покровский кафедральный собор, Никольский храм (ныне никонианский), ул. Старообрядческая. (все храмы действующие)

2. Духовный центр безпоповцев феодосеевцев на Преображенское кладбище.
Сейчас, осталось- три моленных, главная (на фото) Крестовоздвиженский храм .
(действующая)

3.Церковь Николы чудотворца на Тверской заставе . Бутырский вал, 8.
(действующая)
Так как являюсь- прихожанином Никольской церквы, о ней наверное, больше всего фото.)))
разбито на 5-ть частей, по годам.






4. Никольская церковь (неокружники) Лефортовский пер. (м. Бауманская)
(часть занята офисами, иногда проходят молебны)


5.ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ
(не сохранилась)
http://rostovetz.livejournal.com/140679.html?thread=694151&

6.Церковь во имя св. Екатерины в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва, Бауманская ул. д.20 (Девкин пер.)
(сохранилась лишь колокольня)

7. Храм Николы чудотворца , Николо-смоленской общины белокриницкой общины Москвы на Варгунихиной горе. (Смоленская наб)
(не сохранилась)

8.Замоскворецкая община Белокриницкой иерархии, Покровская церковь .ул. Новокузнецкая, д.38
(действующая)

9. Остоженская старообрядческая община. Покровский храм . Турчанинов пер. 4
(действующая)

11. Храм Тихвинской иконы Божией Матери на ул.Хавская
(ресторан закрыт, выставлена на продажу)

добавлено 30.06.14г. "Продолжение плохих новостей с Хавской..."

12.Церковь 2-й Поморской общины . Токмаков пер.
(идет реставрация)
http://rostovetz.livejournal.com/228079.html

14. ХРАМ НИКОЛО-РОГОЖСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ , ул. Вековая, 15
(последний хозяин- партия СПС, выставленна на продажу)
http://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html

15. Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.

21.В доме Носовых ул. Мал. Семеновская 1

Роспись парадной лестницы и моленной дома Носовых. Её исполнитель - выдающийся художник Добужинский. Заказчица, супруга В.Носова, Ефимия Носова (урожденная Рябушинская).
http://alekka4alin2012.livejournal.com/259242.html

22.В доме Морозова Подсосенский пер. 21, стр.3
Архитектор: Д.Н. Чичагов, Ф. Шехтель
Хороший репортаж- http://il-ducess.livejournal.com/97702.html

23.Троицы Святой , поповцы, в доме Свешникова, Самокатная ул. 2
(не сохранилась)

24.Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, в доме Фроловых, ул. Рабочая 39
(не сохранилась)

25.Храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской старообрядческой общины
ул. Преображенский Вал, 25 (действующая, западная половина церкви с колокольней принадлежит РПЦ)

26. в доме Миловановой, поповцы, Бол. Семеновская, 47 (не сохранилась)

27. Введения Пресвятыя Богородицы в доме Спиридонова Мал. Андроньевская, 24
(не сохранилась) сейчас тут- трансформаторная будка

28. Креста Господня часовня феодосеевцы Преображенское кл.
(действующая)

29. , беглопоповцы, в доме Лубковой. Ул. Бахрушина, 25
нынче, в здании- к/т "Пять звезд", в 30-х -к/т Моссовета.

30. Марии Египетской , в доме Морозовых, поповцы. Трехсвятительский пер.1
http://a-dedushkin.livejournal.com/839689.html

31. Николы чудотворца Первой Московской общины поморского согласия, Переведеновский пер.24
(не сохранилась)Храм был построен в 1908 году по проекту архитектора И.Е.Бондаренко

32. Николы чудотворца , поповцы, в доме А.Е. Храпуновой ул.Садово-Сухаревская, 7 (не сохранилась)

33. Николы чудотворца , часовня, феодосеевцы, Преображенское кладбище
(действующая) http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov50.html

34. Петра и Павла , поповцы, в доме С.А. Нырковой (Морозовой), Шелапутинский пер. 1
80-е годы

35. Петра и Павла , поповцы, в доме Муравьевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

36. Петра и Павла , поповцы, в доме А.Г. Кремневой, Медовый пер.4
(на фото дом №3, справа виден край комплекса усадьбы)

37. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Баулиных, Таганская пл. 1 (не сохранилась)
(на фото 1888г., начало Большая Алексеевская улица (с 1924 по 2008 годы - Большая Коммунистическая улица; с 2009 года - улица Александра Солженицына)

38. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы в доме Полежаевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

39. Сергия преподобного , поповцы, в доме Миловановой, Измайловское ш., д.1 (не сохранилась)
фото с Олдмоса. Снято примерно от 13-го дома. Дом Миловановой, находился справа, на перекрестке.(сейчас там пустырь и автостоянка)

40. Спаса Нерукотворного , феодосеевцы, ул. Бакунинская, 55 , женский монастырь (не сохранилась)

41. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Балакириевский 2

42. Успения Пресвятыя Богородицы , неокружники, в доме Козлова, Земляной вал, 7 (не сохранилась)
Предположительно- дом №7 (1910г.)

43. Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, Дурной пер. 6
Виден длинный дом во дворе Филипповской богадельни и бывшей колокольни. Все уничтожено в 1982 году.

44. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Николоямский пер.6

45. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Печатники (не сохранилась)
Дом, в котором до 1930-х годов действовала церковь Успения Пресвятыя Богородицы староверов Белокриницкой иерархии, находилась у тонеля под Курской ж/д, (нынче- ул Полбина, 9). .

46. Моленная в доме А.В. Смирнова ул. Солженицына 11

47.«Овражная моленная» поповцы- Коломенское (не сохранилась)

48. Феодосеевская моленная на Семеновской .
(открылась недавно, в заброшенном здании эл.п/ст)

49. Введения Пресвятыя Богородицы в доме В.Е. Быкова, феодосеевцы, 2-ая Брестская, 19 (не сохранилась)
дом после пожара

50. Казанской иконы Божией Матери в дер. Новинки (неокружники)

51. Пресвятой Троицы (по другим - Николы Чудотворца) в с. Борисово (окружники)

52. Петра и Павла в доме Муравлевых (неокружники):
http://rostovetz.livejournal.com/230914.html

53. Введенская в доме П.И. Миловановой (у Семеновской заставы, окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

54. Успенский молитвенный дом на Рогожском кладбище (окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910),

55. Святителя Николы в Трехсвятительском переулке, д.1 (дом Ф.Е. Морозовой - - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)
Кто сейчас занимает здание, неизвестно... хотя все ухожено.
Церковь на верхнем этаже и туда вела чугунная лестница (безследно пропала)

56. ц. преп. Сергия в Б. Вокзальном переулке, дом Федорова №21 (неокружники-иосифовцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

57. Моленная инока Генадия (Завалова) на Благуше (2-я Хапиловская - неокружники-даниловцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

58. святителя Николы в доме Худяковых, на Вороньей улице (беглопоповцы-необщинники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

59. Шесть разноименных моленных на бывшей женской половине Преображенского богаделенного дома (в каждом из корпусов)
http://rostovetz.livejournal.com/76652.html

60. Казанская моленная в Лосиноостровских дачах (беглопоповцы)
http://-http://rostovetz.livejournal.com/15280.html

61.моленная Николы Чудотворца в доме Исаакия Носова.
Год постройки: между приблизительно 1900 и приблизительно 1917.
Адрес: Пушкарев пер. 7.

62. Моленная в доме феодосеевского начетчика Егора Егоровича Егорова . Дмитро́вский переу́лок(Салтыковский), д.1,12

Владелец дома на левой стороне Дмитровского переулка (№ 1/12) купец Е. Е. Егоров прославился своей коллекцией икон, старопечатных книг и рукописей. Он трагически кончил свою жизнь - в ноябре 1917 г. его убили грабители, но коллекция уцелела, и теперь ее книжная и рукописная часть хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы в различных музеях.

63. Моленная в доме Рахмановых (поповцы) Гончарная улица /Швивая горка/, владение №9.
Дети во дворе. Дом семьи промышленников Рахмановых, которым принадлежало несколько владений на Таганке. Староверы, благотворители, эти люди были необычайно разнообразны по своим увлечениям. Вместе с Зимиными, Алексеевыми, Птициными, Тюляевыми и Зубовыми, они задавали тон всей культурной и общественной жизни старой Таганки.
Хозяин дома Георгий Константинович Рахманов устроил в доме моленную, которую иначе, как храм-музей не именовали. Более 500 древних икон было в ней. В 1918 году в доме Рахмановых организовали Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района. С ликвидацией музея коллекцию распределили между собраниями крупнейших музеев страны.
Тверская ул.
фото 1979г.из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"



Рак